Жилая недвижимость Москвы и Подмосковья переживает III этап своего развития

Если проанализировать текущий спрос на жилье в Москве и Подмосковье, то в последние годы он серьезно сместился в сторону квартир ряда подмосковных городов. По сути, это можно считать третьим этапом переформатирования столичного рынка жилой недвижимости за последние 20 лет.

История всех 3 этапов

Практически все 90-ые основной спрос наметился на московские квартиры. В столицу самым активным образом перекочевывали люди далеко не только из России. Жители области тоже стремились перебраться в саму Москву.

Уже где-то со второй половины 90-ых наметилась новая тенденция: богатые клиенты хотели обладать своими усадьбами, коттеджами и т.п., однако далеко от столицы отъезжать не планировали. С этого начался активный – второй – этап, при котором подмосковная земля стала стремительно набирать в цене, привлекая самых зажиточных клиентов.

До кризиса 2008 года стабильность такого подхода оставалась полной, но даже и сам кризис от загородных домов москвичей не отучил: просто многие теперь в силу желания экономить стали продавать квартиры в городе (их цена осталась стабильной даже в разгар кризиса, если речь не идет об элитке), окончательно переезжая в коттеджи.

Но новые перемены уже стояли на пороге: нескончаемый наплыв желающих перебраться поближе к столице России в основном состоял из тех, кто не мог себе позволить ни квартиру в Москве, ни частный дом в области. Именно поэтому спрос на подмосковные квартиры достиг невиданных ранее высот, что отразилось на не менее стремительном развитии сегментов новостроев в Балашихе, Люберцах, Реутове, Химках, Нахабино и т.д. Это – третий этап развития столичного жилого сектора. Усилили его москвичи, желающие вместо «золотых» по цене коммуналок получить квартиры со всеми удобствами в области.

Все решает транспортная инфраструктура, ориентированная на Москву

При средней московской стоимости квадрата жилья в 110 тысяч рублей Подмосковье предложит цены на уровне 75 тысяч. Усредненные показатели – вещь достаточно относительная, но средний уровень зазора в ценах здесь весьма точен.

Неравенство зарплат в подмосковных городах и самой Москве приводит к тому, что все эти населенные пункты больше играют роль «удаленных спальных районов», чем самостоятельных объектов. Отсюда и полная привязка стоимости жилья к транспортной инфраструктуре.

Например, новость о будущей станции метро в Реутове довела стоимость квадратного метра почти до 100 тысяч рублей, что уже очень близко к столичным расценкам. И это – итог превентивной новости, так что само метро может уравнять квадратные метры жилья по цене в обоих городах. До слухов о метро (т.е. еще совсем недавно) жилье в Реутове стоило на 10% дешевле.

Сейчас спрос на квартиры в тех или иных городах и районах во многом упирается в транспорт, на который делают упор покупатели: далеко не все видят автомобиль в качестве безальтернативного средства. Это важный и новый момент одновременно: трудно себе представить, чтобы лет 5-7 назад кто-то выбирал, например, между Мытищами и Люберцами, опираясь на основной вид передвижения до Москвы.

Типичный подмосковный клиент

Вопрос, который особо интересует застройщиков: каким является типичный покупатель жилья в Московской области? Здесь стоит сослаться на экспертов, уже делавших такие оценки.

Итак, каждый второй клиент имеет московскую прописку, в то время как приезжие из других регионов или стран – это 10-20%. Оставшиеся 30-40% застолбили за собой те, кто прописан в МО.

Ключевая возрастная группа – это 33-36 лет, при том, что спрос имеет «молодое лицо»: постоянно возрастает количество сделок для владельцев, которым еще нет 30-ти.

Те покупатели, у которых уже есть московская прописка – это желающие получить улучшенный комфорт и лучшие жилищные условия в обмен на свой «столичный престиж». Хотя элитная недвижимость в таких городах появляется постоянно, все же упор делается именно на эконом-класс. И здесь перемен ждать точно не стоит.

Тенденция с типичным клиентом относительно устоявшаяся, так что рынок жилой недвижимости Московской области может к ней плавно привыкать.

Риски

Не стоит думать, что кроме внешних потрясений (таких, как экономический кризис) данному сегменту ничего не угрожает.

Во-первых, есть огромный риск перезагруженности автомобильных артерий, после чего дороги в прямом смысле встанут. Уже сегодня некоторым жителям Подмосковья приходится выезжать на работу в 3 часа утра (или ночи?), а может случиться так, что выбор придется делать исключительно в пользу вахтенного метода работы.

Во-вторых, экономический кризис России и ухудшение в геополитике вполне способны поставить если не точку, то затяжное троеточие на строительстве метро. Тогда автодороги станут точно, но альтернативных путей особо не будет.

В-третьих, есть риски «стояночного апокалипсиса». На практике в жилых домах эконом-класса подземные паркинги – это нонсенс. Количество машин постоянно растет, а жильцы одного дома очень редко могут выставить «батарею» своих авто в собственном дворе. Начинаются накладки, превращающие околицы жилых районов в сплошную «выставку автотранспорта». Стоянки, конечно, делаются, но их пока мало. Знак тревожный.

Пока эти риски остаются ключевыми, но каждого из пунктов может хватить для начала глобальных изменений. И вот здесь уже муниципальные власти обязаны отслеживать ситуацию: за них подобную работу не выполнит никто.

Ссылки по теме

Продажа квартир в Москве

Продажа квартир в Московской области

Продажа квартир в Балашихе

Продажа квартир в Люберцах

Продажа квартир в Химках

Продажа квартир в Нахабино

Комментарии

Комментировать...
Цель Минстроя РФ – тотальный рост ипотеки

Цель Минстроя РФ – тотальный рост ипотеки

Обновленная стратегия ипотечного кредитования в России была разработана специалистами Министерства строительства страны
19.09.2014
Россиянам раздадут 40 миллионов гектаров пашни

Россиянам раздадут 40 миллионов гектаров пашни

В ЛДПР предложили распределить между населением регионов 40 миллионов гектаров земли, вышедшей из севооборота
03.09.2015
Коммерческая недвижимость России переживает тяжелые времена

Коммерческая недвижимость России переживает тяжелые времена

Вопреки радужному тону рекламных статей компаний, торгующий коммерческой недвижимостью в России, в реальности пока все идет далеко не так хорошо
02.09.2014